Если у вас нет жены.
Грозит ли нашей стране эпоха одиночества?

читать дальше
способности одиноких, вступить в брак - радикальный выбор", - пишет
британская The Guardian.
Вот краткое содержание статьи.
"Нам нравится думать, что в условиях свободного рынка мы свободны;
что мы - выше рекламы и социального манипулирования. Но в обществе
наблюдается новая тенденция - возвышение одинокого человека как
эталонного потребителя. Парадокс: то, что раньше считалось радикальным -
оставаться без пары, теперь может стать реакционным. Длительные
отношения, как и "пожизненная работа", быстро превращаются в ненадежные и
временные отношения без обязательств. Двум людям, работающим на себя,
без перспектив стабильности, сложно строить свое будущее вместе.
Капитализм хочет, чтобы мы были одинокими.
С 60-х годов одиночество считалось радикальным выбором, формой бунта против буржуазного капиталистического конформизма.
Сегодня есть экономический смысл в том, чтобы убедить народ жить в
одиночестве. Одиночки потребляют на 38% больше продуктов, на 42% больше
упаковочного материала, на 55% больше электричества и на 61% больше газа
на человека, чем семьи из 4 человек. Об этом говорится в исследовании,
проведенном учеными Мичиганского университета. Теперь в США число
одиноких людей от 25 до 34 лет, никогда не вступавших в брак, опережают
состоящих в браке на 46%. Развод представляет собой растущий рынок: одна
распавшаяся семья означает, что теперь два дома должны покупать два
автомобиля, две стиральные машины, два телевизора. Дни полной семьи как
идеальной потребительской единицы сочтены.
Капитализм погружается в стагнацию, и корпорации осознали, что теперь
есть два новых русла роста: во-первых, на развивающемся рынке одиночек
и, во-вторых, в потворствовании разводам и концепции индивидуалистской
свободы. Это заметно в переменах в рекламе - целевой аудиторией для
таких разных продуктов, как бургеры и отпуск, становятся одинокие, в
особенности - одинокие женщины. Новая реклама Honda и Citibank
противопоставляет совместной жизни процесс самопознания в одиночестве и
отсрочку создания отношений.
Новый путь - это когда ни одна из сторон не стремится к долгосрочным
обязательствам. В США объявления на сайтах демонстрируют подсознательную
связь между одноразовым потреблением и предложением себя: "Купите мне
икеевский диван и переспите на нем со мной, $100".
В период перенасыщения рынка, когда мы уже потребили все, что могли,
нас призывают стать "товаром на рынке", потребляя других. "Будь
радикальным, заведи семью, требуй обязательств от партнера и
работодателя. Скажи нет очарованию рынка одноразовых одиночек", -
предлагает The Guardian.
Корреспондент "РГ" попыталась выяснить, грозит ли эпоха одиночества
нашей стране? В роли эксперта выступает Анна Голова, зам завкафедрой
"Рекламные технологии и менеджмент" Московского гуманитарного
университета.
По данным Росстата, ежегодно в России спешат стать семьей более 1 млн
женихов и невест. Качество этих союзов иногда, правда, оставляет желать
лучшего. Но сейчас это неважно. В приоритете у россиян все-таки
семейные отношения. Где аналитики обнаружили тенденцию на одиночество?
- Ты рекламу смотришь? - возмущается приятельница. - Там же сплошные
одинокие тетки! Счастливые женщины в неглиже поедают шоколад, типа им
ничего больше не надо, а мужики беззаботно дуют пиво или кофе.
Рекламный ролик Nescafe британского режиссера Гая Ричи, где
знаменитый актер Джордж Клуни "беззаботно дует кофе", наш эксперт Анна
Голова приводит в пример как образец продвижения полной независимости и
счастливого одиночества. Являясь в кофейню, Клуни вынужден сделать
нелегкий выбор между божественной красоткой и кофе. Красотке, впрочем,
тоже не до Клуни. Она легко меняет мужчину-кинозвезду на напиток.
- Обратите внимание на то, как выстроены отношения, - советует
Голова. - Ему не нужна женщина, женщине он тоже не нужен, хотя у них
есть возможность познакомиться. Им всем нужен кофе. Таких моделей полной
независимости в рекламе очень много. А реклама - это сильный инструмент
воздействия. Она занимает большое пространство городов и эфирного
времени, и этим опасна. Она показывает "это делай, а это нет", дает
социальные образцы, готовые модели. Они эмоционально привлекательны, как
в кофейном ролике с Клуни, потому внедряются в подсознание, отдает себе
отчет зритель-потребитель в этом или нет.
При этом, по словам Анны, медленно и верно разрушается общественная
оценка различных явлений, нормой становится то, что раньше осуждалось
обществом.
- Например, слово "эгоист" теперь символ лидерства и независимости, -
говорит она. - Потому так много товарных марок с этим словом:
парфюмерия, мужская одежда, журнал, магазин. Это тенденция идет в
регионы и не зависит от образования. В наукограде Дубна, где работают
ученые-интеллектуалы, есть торговый центр "Эгоист". Меняются ценностные
ориентации. Мощнейшим инструментом корректировки поведения стал
кинематограф. Давайте посмотрим, какие ценности декларировались в
фильмах еще 20 лет назад: коллективизм, трудолюбие, подвиг во имя общего
дела. Противопоставление себя обществу, индивидуализм, "нарциссизм"
осуждались. Сейчас на экране много подвигов одиночек, индивидуализм
тождественен самодостаточности и силе, активная жизнь проявляется не в
творчестве и служении обществу, а в развлечениях. Такая хитрая подмена
понятий. Семейные отношения превращаются в гротескные, где смешиваются
роли мужчин и женщин. Сериалы "Воронины", "Счастливы вместе" очень
показательны. Даже милый сериал "Папины дочки" показывает доминант
женщин в семье, нарушения возрастной иерархии, и самая разумная младшая
Пуговка диктует отцу какие-то решения. Мы вроде стремимся к свободе от
социума, от социальной среды, а на самом деле от любых глубоких
отношений и связей (дружеских и семейных), но попадаем в полную
зависимость от коммерческой среды с ее благами: товарами, услугами и
надеждами. И на самом деле становимся более управляемыми.
- Но какая связь между рынком и веселой самоиронией Клуни?
- Одиночки рынку намного интереснее, чем семейные, - говорит Анна. -
Они не задумываются о завтрашнем дне, им не надо копить деньги на
будущее детей, потому у них нет "отложенного спроса", они легче
расстаются с деньгами и легко берут кредиты.
Одним из стимуляторов современного активного потребления Анна Голова считает дружелюбные социальные сети.
- В соцсетях информация о среде всегда лучше, чем на самом деле, -
поясняет она. - Ваши друзья выкладывают там свои самые яркие впечатления
плюс они отлайканы (лайки к тому же можно накрутить). Они одобрены, и
за счет этого вам будет казаться, что другие живут интереснее, чем вы.
Значит, вам тоже надо жить ярко. Это не прямое предложение - "пойди и
купи". Но это стимулирует тебя к активной потребительской позиции.
Полюбившиеся горожанам завтраки в кафе тоже считаются одним из
симптомов надвигающейся эпохи одиночек. По мнению Анны, основными
потребителями рынка ресторанных услуг (особенно завтраков и ланчей)
стали одиночки.
- Это люди в районе 35 лет, которые позволяют себе комфортно, без
дополнительных усилий и проблем, провести завтрак, - говорит она. -
Многообразие различных предложений для холостых говорит о том, что этот
рынок будет успешно развиваться. Сегодня появляется все больше вещей,
которые замещают отношения в семье, компенсируют их. Смотрите, как
быстро пришли к нам завтраки - за каких-то 6 лет. Первым начал
"Макдоналдс", до этого все кафе работали у нас с 12.00 или с 10.00. А
это значит, что традиционная встреча за завтраком сегодня уходит в
прошлое. Что бы там о них ни говорили, сколько бы ни рисовали карикатур
на папу за газетой, но это была встреча семьи за столом, осколок
традиционных отношений.
Как выяснилось, некоторым семья и в самом деле оказалась не нужна. Ее
с успехом заменяют "мужья на час" и суперсовременные бытовые приборы,
облегчающие жизнь в одиночестве.
- Коммерческие предложения "муж на час" существенно облегчает жизнь
женщины, - соглашается наш эксперт. - Такой "муж" придет, все сделает, и
ему не надо улыбаться и готовить ужин. Сейчас нам нужно ответить на
вопрос - ради чего нужна семья? Если нужен просто эмоциональный комфорт,
не обремененный сложными отношениями - то достаточно встретиться и
разбежаться. Устроить по купону на два дня дорогой уикенд на двоих. Ты
один, ты можешь себе это позволить, и потом целую неделю ходить под
впечатлением. Не нужно нести постоянный труд совместного быта,
сдерживать свои импульсы и терпеть плохое настроение или недомогание
партнера. Мы ждем праздника, и коммерческая среда устраивает нам этот
праздник.
- Допустим, но как на семейную жизнь влияют все эти манящие своей необходимостью бытовые приспособления, так облегчающие жизнь?
- В результате этого облегчения нарушаются связи между членами семьи,
- считает Анна. - Можно прочитать на ночь ребенку книжку, а можно
поставить аудиокнигу, но это уже будет не личное общение. Можно проявить
внимательность через смс или войти "ВКонтакт", но это очень краткие
месседжи. Все эти "вау", хай-технологии - выхолощенные, тезисные, такие
позитивненькие. Мир у них немножко другой. Ты не всегда вливаешься в
этот позитивный контекст со своими проблемами. А где "нести немощи"? В
семье.
- Есть надежда, что тотальное одиночество коснется только продвинутой заграницы?
- По культурным трендам мы лет на 5 отстаем от Америки, -
"успокаивает" Анна. - Какие-то вещи перенимаем слишком быстро, а
какие-то немного тормозим. Например, пока мы каким-то образом не
запустили "Лав-парад". А это парад потребительской культуры. Он очень
интересен городам, потому что в этот момент происходит всплеск
покупательской активности.
- Наш покупатель может и рад бы проявить активность, да у него денег не хватает.
- А это неважно, образцы "красивой жизни" приходят во все уголки
нашей страны - почти 100-процентное покрытие спутниковым телевещанием, -
парирует эксперт. - Достоевский в свое время сказал, что "русский
человек без Бога - дрянь". Сейчас мы наблюдаем страстную жажду
развлечений, удовольствий, комфорта. Комфорта не творческого, активного,
созидающего, который требует усилия над собой, а комфорта неделания. И
вот эта деструктивная сторона развивается вне зависимости от того,
имеешь ты достаток или нет. С такими установками создать семью
невозможно.
И тем не менее, несмотря на неутешительные выводы и прогнозы
исследователей, социологи ВЦИОМ утверждают: у большинства россиян (93%)
среди главных жизненных ценностей еще пока значится создание счастливой
семьи и воспитание хороших детей.
@темы: не_останься_равнодушным, поделись_мнением_своим, лично_Вам
Истинная борьба с мракобесием капитализма это молитва и пост.
Остается решить, что нам делать с пьяным матросом?
Ага. Главное, что бы еще раз в подвал с зельем не упал.
А ведь действительно сложный вопрос, в свое время наткнулась на одну статью в журнале
заметьте не одной достойной причины, чтобы вступить в брак....
Традиционная семья для меня тоже имхо не совсем то...